Москва – город ответственных

Москва – город ответственных– Что для вас Москва? – спрашивает ведущий Фёдор Баландин. Зал на мгновение задумывается и начинает предлагать ответы.

– Москва – это дороги? Жёстко вы… Знаете, – продолжает Фёдор. – несколько лет назад на подобный вопрос москвичи отвечали, что Москва – это большой офис. Теперь же статус сменился. Москву стали воспринимать как дом. Теперь жители готовы сажать цветы во дворах, ставить кадки с пальмами на лестничные площадки… Помогать друг другу. Сегодня мы услышим несколько историй о том, как люди меняют свой город. Наш с вами город.

Вот так, с диалога, началась лекция "Культура большого города: есть ли место ответственности каждого?" …и стал приятный вечер ещё уютнее – от общности интересов с каждым из тех, кто пришёл 23 апреля в конференц-зал DI Telegraph. Около двадцати активных людей, ежедневно делающих мир лучше! Целая армия!

Страховая компания INTOUCH, выступившая организатором встречи, представила свой собственный проект "Ответственные километры". Целью проекта стало привлечение внимания к проблеме превышения скорости на дороге. А так как компания подошла к задаче творчески, никаких скучных слов на презентации проекта не звучало. Всё просто и интересно.

В марте 2013 года проект "Ответственные километры" материализовался. Было разработано мобильное приложение, которое, осев в кэше мобильного устройства, автоматически отслеживало скорость передвижения владельца. За каждую поездку без скоростных нарушений приложение "выписывало" хозяину "зелёную квитанцию" с виртуальным материальным поощрением, которое зачислялось на фонд проекта. Нарушителям же приложение "вручало" "серую квитанцию", соответственно, без вознаграждений. К 30 апреля 2014 года планировалось собрать 1 000 000 виртуальных денег и перевести (уже реальные деньги компании INTOUCH) на счёт благотворительного фонда "Живой", осуществляющего помощь взрослым людям, пострадавшим в ДТП. Однако проект завершился гораздо быстрее…

– Мы боялись, что инициатива не найдёт отклика у людей, – рассказывает генеральный директор компании INTOUCH Мария Мальковская. – И были приятно удивлены тому, что интерес к приложению рос в геометрической прогрессии. Статистика показывала, что им воспользовались более одного раза несколько тысяч человек. Автомобилисты отнеслись к интересно обыгранному проекту как к квесту, игре. Эта игра меняла отношение к вождению, ведь от стрелки на спидометре зависели человеческие жизни. И не абстрактно, а вполне осознанно. Некоторые настолько прониклись идеей, что стали оплачивать "серые квитанции", вносить свои деньги в фонд проекта. По сути, они самостоятельно и осознанно оплачивали штраф за потенциальную опасность, нанесённую окружающим. Лучше всего о проекте говорит тот факт, что мы собрали искомый миллион на три недели раньше срока. Три подопечных фонда "Живой" получили реальную помощь. Мы рады, что смогли донести свою идею миру, и счастливы от того, что они откликнулись. Наше общество готово к таким акциям.

Слово взяла руководитель благотворительного фонда "Живой" Татьяна Константинова. Слово благодарности: "Мы фонд помощи взрослым. Именно взрослым. Ведь им-то как раз помогать не любят. Считается, что взрослые люди сами выбирают, как поступить, а посему, сами виноваты, если пострадали в ДТП. Я рада, что благотворительность уходит от "подайте Христа ради" к таким, если можно так выразиться, весёлым акциям. …нельзя обещать, что люди, которые с вашей помощью, пройдут лечение, непременно встанут на ноги. Совершенно не обязательно. Но жизнь их, совершенно точно, станет лучше".

Вот так в середине недели несколько деятельных людей отодвинули дела, прорвались в центр суетливой столицы и, поднявшись на простенькую фанерную сцену, поделились своими соображениями, планами, а главное, – эмоциями и настроем.

Выступил и блоггер, руководитель проекта "Нужна помощь", противоречиво представленный в прессе Митя Алешковский. Он сравнивал эффективность применения адресной помощи и работы благотворительных фондов, поведал об акции помощи пострадавшим от наводнения в Крымске… С первого слова завоевав внимание слушателей, он их не разочаровал. Никаких лозунгов и призывов, пустопорожних размышлений и подтекстов. Чётко и по делу. С примерами и, немножко, с юмором.

– Адресная помощь должна быть искоренена! – с ходу озадачил слушателей Митя. – Ведь что такое адресная помощь? В социальных сетях висит фотография и номер счёта. Треть таких объявлений творения мошенников. Есть и иного рода просящие… Когда ребёнка можно вылечить в России бесплатно, но в Израиле лучше. А на Израиль нужно собирать деньги. И пока вы помогаете такому ребёнку, где-то умирает тот, кого не умеют лечить в России. И кто знает, куда идут эти деньги, на что они тратятся? Нам, конечно, присылают уведомления, мол, "сегодня нам пришло еще 500 рублей", но куда они идут потом? А фонды обязаны отчитываться не только перед жертвователями, но и перед Министерством юстиции, а это, поверьте мне, гораздо страшнее…

– На что обычно ссылаются, когда выступают против фондов? – углублялся в тему Митя. – Что фонд с пожертвований берёт около 20% сборов. За 10 лет функционирования фонда получается около 40 операций. 40 несделанных операций против тысяч сделанных. Утраты минимальны.

– Также проектный сбор средств помогает благотворительности развиваться. – развивал мысль активист. – Каждый год собираются по 1 миллиону евро на трансплантацию печени. В России есть всего два места и ограниченное число врачей, умеющих проводить подобные операции. Их делают в Бельгии. Выучить врача этой науке стоит всего 2 миллиона рублей. Реакция: "Учить наших врачей в Бельгии?! А если они там останутся?! А если…?!" И вот все эти "если" загоняют нас в эти сложности…

– Адресная помощь построена на жалости. Поэтому взрослым у нас в стране помогают после детей, животных и деревьев. Поэтому детям из Армении помогают армяне, детям из России – россияне, а кому-то "непопулярному" не помогает никто. – констатировал Алешковский. – Фонды лишают нас такого выбора. Они распределяют средства, руководствуясь остротой необходимости, очерёдностью, но никак не субъективными чувствами "нравится/не нравится".

– Фонд "Право матери" помогает тем, чьи дети погибли в армии в мирное время. На каждый пожертвованный им рубль, организация отсуживает у государства 5,5 рублей. – продолжал Митя знакомство с деятельностью фондов. – Там работают профессионалы. Юристы, которые только этим и занимаются. Можно, конечно, обратиться юридическую консультацию, но никто не сможет гарантировать, что человек, впервые столкнувшийся с подобной проблемой, сумеет выиграть дело. А у юристов "Право матери" шансов гораздо больше.

– Или фонд "Измени одну жизнь". Они первые придумали снимать видеоанкеты для детей из приютов. Да, они рассказывают адресно, но работают инфраструктурно. Они профи. Работают эффективно.

– Вы ходили на "болотку" или на "Поклонку"… В зависимости от ваших политических пристрастий, – подводя итоги сказанного, сказал Митя Алешковский. – Ну вот, время прошло, а ничего не поменялось. Считаю, что политических решений проблем нет. Благотворительность же, – место, где вы реально можете изменить мир. Добро это то, что понятно всем. Большим и маленьким. Добро объединяет.

И с этим трудно было поспорить…

Если Митя Алешковский рассказывал про фонды, то главный редактор городского интернет-издания "The Village" Игорь Садреев познакомил слушателей с людьми, которые некогда прославились личными инициативами. Например, автомобилист Дмитрий Тарасов известен как Санта из Бутово. Санта – потому что ездит на Hyndai Santa Fe. Устав простаивать на километровом выезде из Бутова из-за хамов, которые объезжая затор по обочине, превращают проблемный участок дороги в мёртвую пробку, эту самую обочину занял. Дмитрий стал вставать по утрам на час раньше и ставить машину так, чтобы перегородить возможность обгонять по обочине. И делал это в течение полугода. За это время у него появились последователи, поклонники. О его машине появилась отметка на Яндекс-картах. Поддержали инициативу даже сотрудники ГИБДД.

Или история городского маркета еды, где готовят и продают свои кулинарные шедевры люди, для которых кулинария – хобби. Многие участники, поверив в свои силы, теперь работают поварами. Или история Алексея Митяева, выступившего с инициативой введения велодорожек, и приглашённого, со временем, на должность советника руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

"Есть ли место ответственности каждого?" – спрашивали организаторы лекции. Есть! Однозначно есть! Нужно только заниматься тем, что нравится именно Вам. Найдите свой путь!

Москва – город ответственныхМосква – город ответственныхМосква – город ответственныхМосква – город ответственныхМосква – город ответственныхМосква – город ответственных


Автор: Катерина Блинова. Фото автора.

Наверх