Безопасность дальних автопутешествий

Безопасность дальних автопутешествийС наступлением лета начинается пора волнений автомобилистов. Путешествие на машине - это такая прелесть! Между тем избалованные московским сервисом и жизнью автомобилисты часто даже не подозревают, какие катаклизмы могут ожидать их на дорогах. Каждый, кто совершил хотя бы семидневный автопробег, привозит массу различных историй, приключившихся с ним. Есть среди них и те, о которых лучше не вспоминать. 

  1. Перед дальней поездкой проштудируйте маршрут следования по подробной карте. Распределите время прохождения отдельных участков. Лучше ехать днем. Езда в темноте не сулит ничего хорошего, да и отдыхать надо полноценно. За сутки рекомендуется проходить не более 600 - 700 километров. Наметьте места для привалов и ночных стоянок. В некоторых городках есть уже платные паркинги. Не брезгуйте ими. Остановки на обед или отдых безопаснее устраивать вблизи населенных пунктов, недалеко от стационарных постов ГИБДД. На крайний случай можно присоединиться к таким же, как вы, автотуристам. При появлении у машины даже подростка, насторожитесь и приготовьтесь к быстрому отступлению: возможно, бандиты послали мальчишку на разведку. Об оружии и других средствах самообороны можно говорить много. Тут важно иметь разрешение на нож, пистолет, ружье и так далее. Туристский топорик можно возить с собой всегда. Он сгодится не только для самозащиты. Однако не стоит забывать, что ваша машина, даже самая маломощная, - это очень серьезное оружие. Напомню, что недавно принят закон, который расширяет рамки самообороны. И если вы собьете явного бандита, который напал на вас, то будете правы. Единственное, что надо сделать сразу после такого, так это обратиться в ближайшее отделение милиции и написать все, что произошло с вами.
  2. При въезде в новые для вас область, район остановитесь у поста ГИБДД, поговорите с инспекторами о том, на каких здешних трассах больше всего шустрят дорожные пираты.
  3. Бандиты используют самые разные уловки, чтобы остановить машину путешественника где-нибудь в глухом местечке. А определить, что вы турист, очень просто - по номерам или по баулам на крыше авто. Чаще всего на дорогу выставляется канистра - просьба выручить бензином. Это - излюбленный прием цыган. Если остановитесь, вам предложат купить чуть не задаром "гайки" - поддельные золотые и серебряные кольца, браслеты. Но могут и наброситься на вас с ножом, отобрать кошелек. Иногда на обочину выходят одинокие девушки или даже дети и голосуют. Тормознете, из кустов выйдут амбалы - мало не покажется. Имитация поломки - один из приемов, который используется для остановки. Как правило, лучше поступиться своим сердоболием и проехать мимо. А если вас замучает совесть, сообщите на ближайшем посту ГИБДД о своих подозрениях.
  4. Редко, но все-таки еще выходят на дорожный промысел бандиты, наряженные в милицейскую форму. Тут поступать надо следующим образом. Не тормозить, когда останавливает один милиционер, а рядом не видно машины с соответствующей символикой. Если место глухое, и вы решили выполнить приказ милиционера, то проедьте на 20-30 метров вперед. Инспектор обязан подойти к машине. Если это липовый постовой, то его сообщники могут себя выдать - смотрите в оба и не глушите мотор. При любом подозрении рвите с места. Естественно, на ближайшем посту ГИБДД сообщите о случившемся.

Весьма существенную часть нашего путешествия занимает общение с работниками ГИБДД (ГАИ, ДАI и т.п.). Главное правило - не наглейте. В их власти сделать вам гадость и немалую. Приближаясь к стационарному посту, уменьшите скорость, хотя бы накиньте ремень безопасности. При проезде поста не смотрите в глаза сотруднику - если махнет палкой - увидите краем глаза. Вы можете смело не останавливаться (если ничего не нарушили), если вас тормозят за пределами стационарных постов - особенно ночью.

Для подстраховки - доберитесь до ближайшего стационарного поста и поставьте сотрудников поста в известность, что вас пытались остановить на трассе - это будет самое правильное поведение.

Сотрудники особо придираются к иногородним - своих могут просто отпустить.

Главное внимание, как к потенциальным источникам опасности, к следующим типам машин: военные, навороченные, джипы, убитые, старик за рулем, в салоне большая шумная компания, дальнобойщики.

Машина может забарахлить и от плохого бензина, которого в нашей провинции залейся. Конечно, надо быть очень внимательным на незнакомых заправках, но профессиональные автотуристы советуют брать в дорогу канистру с бензином с большим октановым числом. Если ваше авто "кушает" А-92, то залейте в канистру А-95 или даже А-98. Зачем? В российской глубинке в ходу А-76. Если вы плеснете его 10 литров, то увеличить октановое число можно из канистры. До хорошей АЗС дотянете. Выручит чистый А-98, если вы "стрельнете" бензин у водителя грузовика или зальете некачественное топливо.

Совершать дальние путешествия на автомобиле в одиночку, особенно автотуристам, впервые отправляющимся в дальние путешествия, не рекомендуется. В дороге всегда могут понадобиться товарищеская помощь и совет. Путешествие в группе приятнее, спокойнее и увереннее.

Для автотуристов в дороге важен правильный режим движения. Переутомление и однообразно проведенное время не способствуют бодрому настроению. Спать ложиться надо часов в десять, а в шесть часов утра быть готовым к выезду. На сон отводить не менее 7 часов, в сутки. Для движения на автомобиле утренние часы самые приятные: воздух чистый и свежий, двигатель работает нормально без перегрева.

Водитель, управляющий автомобилем, иногда не чувствует усталости. Между тем утомление усиливается и незаметно снижает у водителя быстроту реакции, притупляет его внимание.

Постоянная скорость движения, чередующиеся столбы у дороги и мелькающие встречные автомобили вызывают состояние сонливого оцепенения. Мой многолетний опыт вождения автомобиля показывает, что в таком состоянии водитель может проехать 20 км., не отдавая отчета ни об истекшем времени, ни о пройденном расстоянии. И хотя он в это время автоматически все же контролирует управление автомобилем и реагирует на внешние раздражения, но у него сильно снижается скорость реакции. В это незаметно подкрадывающейся сонливости заключается главная опасность. Все это чревато опасностью ДТП. Вот почему следует останавливаться через каждые час-полтора и делать пятиминутный отдых с разминкой. Это усилит кровообращение, возвратит бодрость.

Определите для себя "комфортную" скорость - 100, 110, 115, 120 км/час или более и придерживайтесь ее (смысла ускоряться без необходимости нет, так как на высоких скоростях вы устаете на порядок больше). Не устраивайте гонок по трассе - пропустите лихача (как бы вам не было обидно), ни в коем случае не гонитесь за ним (в большинстве случаев вы его догоните позже, если будете следовать "комфортной" скоростью). При въезде или проезде населенных пунктов, скопления машин и подобного снижайте скорость хотя бы на треть. Бывает сложно перестроить свой скоростной режим при передвижении в большом городе, если вы до этого прошли 1000 км по трассе.


Автор: Ольга Буртовая

Наверх