О том, как "Штирлица" победили 8 мая или как я отсудила свои "права" у ГАИ

Как я отсудила свои "права" у ГАИ

...Снежным февральским вечером я возвращалась на своем авто с работы домой. Было около половины девятого, самое время подкрепиться, и вот, в предвкушении вкусного ужина, я включила правый "поворотник", и повернула во двор, к моему дому. Внезапно одна из ехавших за мной машин включила сирену с "люстрой" и по громкой связи мне велели остановиться. Оказалось, что это автомобиль ДПС!

Закончив поворот, я остановилась во дворе своего дома. Подойдя к моей машине, сотрудник ДПС по фамилии Исаев попросил мои документы. На мой вопрос: "Что случилось?", он буквально ответил следующее: что на "том перекрестке" (при этом он кивнул куда-то влево) я, якобы, совершила правонарушение, за которое штраф не предусмотрен, а водительское удостоверение изымается. Также он сказал, что надо было смотреть разметку.

После этого, больше ничего мне не объясняя, он забрал мое водительское удостоверение, ушел и сел в машину ДПС. В машине ДПС, кстати, инспектор находился один. Я же осталась в своем авто, пребывая в полном недоумении...

Через некоторое время он вернулся и протянул мне лист бумаги, озаглавленный как "Объяснение", и сказал, чтобы я писaла, не пояснив, что именно. После этого он снова удалился в свою машину.

А я, признаться, и понятия не имела, что в таких ситуациях нужно делать. Надо сказать, что прежде меня вообще ни разу не "ловили" за нарушение ПДД. Скажу честно - растерялась совсем. Понимаю, что ничего не понимаю. Но точно знаю, что ничего нигде не нарушала... В общем, в голову тогда пришла только одна мысль - "звонок другу".

Так, через несколько минут, "вися на телефоне" с моим лучшим другом Коляном, заядлым автомобилистом и борцом за справедливость, я начала первые шаги по спасению собственных "прав"...

Я отправилась к инспектору в машину, где с удивлением узнала, что у меня "встречка", и впереди суд и 4 месяца лишения! Вот радость-то!...

Не буду в красках рассказывать про свои эмоции в тот момент, я думаю, вы понимаете - возмущение по поводу вопиющей несправедливости было через край. Как так, на ровном месте лишить "прав"?!!

И я твердо решила: "Не отдам!". Буду бороться до последнего!

Долгим и непростым был этот путь. Но 8 мая у меня случился свой День Победы над "Штирлицем" - Исаевым в милицейской форме - я выиграла суд и забрала свои документы.

И потому, дорогие друзья-автолюбители, за свои "права" можно и нужно бороться если знаете, что правда на вашей стороне. Позвольте в этой статье поделиться опытом и дать несколько советов на эту тему.

Итак, что в подобных ситуациях нужно ДЕЛАТЬ непосредственно "на месте":

  1. если вас остановили не на стационарном посту, поинтересуйтесь у инспектора, есть ли у него "карточка поста" - т.е. действительно ли инспектор в данное время должен находиться именно в данном месте? Или он по доброте душевной следит за безопасностью на дороге вне рабочего времени? Если второй вариант - вы свободны.
  2. Просите оформить Протокол об административном правонарушении - это основной документ. В Протоколе инспектор должен описать "как все было" - время, место, данные вашего авто. После заполнения Протокола вам предложат его подписать. Не торопитесь это делать, т.к. в Протоколе всегда есть место для вашей версии. Там вы пишите - согласны-не согласны, а лучше всего подробно описать, как все произошло. Если ничего не нарушали, так и пишите. Напомню, Протокол - это самый важный документ, именно его рассматривают в суде, поэтому все, что вы в нем отразите, будет иметь большое значение.
  3. Согласно ч.3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом. Т.е. сотрудник САМ должен разъяснить вам ваши права и обязанности. Если этого не произошло, сделайте в Протоколе соответствующую отметку.
  4. Не забудьте взять копию Протокола. Ее ни в коем случае не теряйте, а еще лучше, при первой же возможности отсканируйте.

Надо сказать, при общении с сотрудниками ГИБДД и в момент составления протокола не запрещено пользоваться сотовыми телефонами, поэтому, если есть с кем советоваться - смело звоните, невзирая на возможное недовольство инспектора.

Также вам назначат день для визита в "группу разбора", но, как правило, в вопросах, попадающих под "лишение", группа разбора ничего не меняет, т.к. по слухам, в ГИБДД было распоряжение передавать такие дела сразу в суд. Поэтому, с вероятностью 95%, на группе разбора вам сразу вручат повестку в суд, которую вы брать, кстати, не обязаны, т.к. пригласить в суд может только суд, а не сотрудники ГИБДД. Именно этим вы и можете мотивировать свой отказ.

А зачем собственно отказываться? Чтобы выиграть время. Сейчас поясню.

Срок давности административного нарушения составляет 2 месяца. В течение этого срока сотрудники ГИБДД и суд могут привлечь вас к административной ответственности. Если по каким-то причинам решение по делу в течение этих 2 месяцев не вынесено, то вы вправе спокойно забрать документы, т.е. вопрос закрыт. Поэтому многие в таких случаях стараются "тянуть время".

Что ДЕЛАТЬ, если на руках "времянка" и впереди суд:

  1. Ничего не бояться, не опускать руки и не слушать знакомых, что "это дохлый номер".
  2. Внимательно почитать Наставления по работе ДПС (далее "Наставления").
  3. Пишите жалобы на действия сотрудника во все, имеющие отношение к ГИБДД, инстанции. Наверняка, прочитав Наставления, вы смогли обнаружить какие-либо нарушения со стороны действий инспектора. Жалобы пишутся в 2-х экземплярах, один вы направляете в организацию, второй оставляете у себя. Настоятельно рекомендую жалобы привозить лично, в канцелярию учреждений. Тогда на ваш экземпляр вам обязаны поставить отметку о приеме с числом и подписью принявшего. Кстати, отказать вам в приеме жалобы не имеют права. Также, жалобы можно направлять заказным письмом с уведомлением, но, как показал опыт, этот вариант менее надежный, т.к. порой их просто не забирают... Первым делом советую отвезти жалобу в то подразделение ГИБДД, где работает инспектор. Пишется она на имя командира.
  4. Собирайте материал для защиты в суде. Это могут быть свидетельские показания, фотографии места предполагаемого правонарушения и т.д. Внимательно изучите Протокол (на предмет возможных ошибок при его оформлении), схему движения и т.п.

Теперь немного о судах. С самого начала ГИБДД передает все дела в мировой суд. Оспаривать решение мирового суда можно в суде районном, далее - в городском.

Первый раз в мировой суд вас пригласят примерно через 2-3 недели после инцидента. Тут у вас 2 варианта - либо идти бороться за правду, либо все-таки тянуть время. Но скажу сразу - в последнее время мировые судьи имеют практику принимать решение не в пользу водителя, поэтому надеяться на благоприятный исход в мировом суде не стоит... Меня, например, "лишили" пока я была на официальном(!), самом настоящем больничном. Так что поберегите лучше силы на суд районный.

Что вообще нужно знать про суд:

  • суд не вправе рассматривать дело без обвиняемого, если он по уважительной причине не смог явиться на заседание. К уважительным причинам относится больничный, командировка или другая причина вашего отсутствия в городе, которую вы сможете официально подтвердить (например, предъявив после поездки билеты на поезд). Соответственно, если обвиняемый на суд явиться не может, заседание переносят на другой день. Но, что очень важно: если вы, получив повестку, понимаете, что присутствовать не сможете, необходимо обязательно уведомить об этом суд. В таких случаях обычно накануне отправляют телеграмму с указанием причины неявки. А если, например, у вас больничный, то стоит отправить также и копию больничного листа заказным письмом с уведомлением. Это будет считаться, что вы не скрывались, а напротив - должным образом уведомили суд о своей неявке, и претензий к вам по этому вопросу быть не может.
  • В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 г. органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.
    В связи с этим эти лица не могут являться свидетелями по делу!
    Что это значит? Все просто. Сотрудники ДПС не могут свидетельствовать против вас, поскольку являются заинтересованными лицами.
  • суд не вправе принимать к рассмотрению материалы, имеющие ошибки, неточности, или если они получены с нарушением закона. В моем случае, например, в Протоколе был указан ошибочный гос.номер автомобиля. В таких случаях, по идее, суд обязан вернуть материалы дела в ГИБДД на доработку.

Как я отсудила свои "права" у ГАИ

Кстати, вы вправе в любой момент ознакомиться с материалами дела, приехав в соответствующий судебный участок и написав там заявление. Ничего сложного в этом нет, помощник судьи выдаст вам дело, материалы которого вы можете сфотографировать. Мой совет это обязательно сделать, так вы сможете более предметно обсуждать свою защиту с юристами. И мой совет - при фотографировании постарайтесь взять в кадр и номера страниц в деле. Так, на всякий случай ;)

Что делать если "прав" все-таки лишили?

В первую очередь, вы должны решить - будете за них бороться или нет. Если не будете, значит нужно шагать в ГИБДД и сдавать временное разрешение, и сделать это нужно как можно быстрее, т.к. срок лишения исчисляется только с момента сдачи "времянки", а не с момента вынесения решения судом.

Однако, я все же призываю побороться за правду.

Итак, что, собственно можно и нужно делать:

  • Решение мирового судьи вы можете обжаловать в районном суде. У вас есть 10 дней для подачи апелляции. Апелляция должна быть, что называется "по существу", иначе ее могут к рассмотрению не принять. Вот здесь настоятельно рекомендую обратиться к юристу, именно для составления бумаг. Искать ли адвоката для защиты в суде - решать вам, но стоит учитывать, что, как говорил один мой знакомый: "Адвокаты не Боги, а деньги любят". Поэтому, повторюсь, в первую очередь необходимо грамотно подготовить жалобу на постановление мирового (например) судьи.
    Жалобы подаются в 2 экземплярах в районный суд через мирового судью. Т.е. вы приносите документы в канцелярию мирового судьи, а через несколько дней их передадут в районный суд.
  • Как быть если вы подали на апелляцию, а "времянка" закончилась и ездить, соответственно, уже нельзя? В таких случаях необходимо написать в районный суд ходатайство о продлении временного разрешения. Для этого вы должны узнать, во-первых, пришли ли материалы дела из мирового суда в районный. Если пришли, поинтересуйтесь, к какому судье передали дело. После этого вы пишите ходатайство на имя именно этого судьи о продлении "времянки". Подается оно, как всегда в 2 экземплярах, один идет в материалы дела, второй остается у вас на руках - его нужно обязательно возить с собой, как приложение к просроченной "времянке". Временное разрешение обычно продлевают до слушания по вашему делу.

А когда вы суд выиграете, нужно просто взять в суде копию постановления об отмене решения и смело отправляться с ней в ГИБДД для возврата вашего водительского удостоверения!

В случае, если районный суд оставляет предыдущее решение по делу без изменений, вы можете по той же схеме подавать апелляцию в суд городской. Боритесь за правду до последнего, и помните - шанс всегда есть!

Что же касается именно моей истории - да, мировой суд принял решение лишить права управления на 4 месяца, несмотря на всю абсурдность ситуации. Я, как уже говорила, была все это время на больничном в связи с довольно серьезной травмой ноги. Суд назначал даты заседаний, присылал повестки, но явиться я по понятным причинам не могла, о чем должным образом всегда сообщала. Три раза заседания переносили, т.к. дело не могут рассматривать без меня, а 4 раз переносить было уже некогда - истекал срок давности административного правонарушения (он составляет, напомню 2 месяца). Так вот "без меня меня женили", допросив в качестве свидетеля инспектора(!), который меня и задержал (напомню, он свидетелем быть не мог по закону!).

Вот и пришлось отправляться в районный суд оспаривать это решение. И все вышеописанное мне пришлось пройти самой, собирая информацию в самых разных местах. Также мне очень помог мой хороший друг, юрист - именно он приложил руку к написанию главного документа - Жалобы на постановление мирового судьи.

В остальном же, эта борьба за водительское удостоверение стоила и сил, и времени, и нервов, но согласитесь - когда точно знаешь, что ты прав - отступать как-то не хочется... Да и зачем просто так портить свою автомобильную биографию?

Поэтому, дорогие друзья, всегда идите до конца, отстаивайте свою правоту. На своем примере могу сказать - выиграть суд у ГИБДД можно!

И в заключение хочу добавить - в этой статье я не пыталась представить доблестных сотрудников ГИБДД в каком-то нехорошем свете, нет. Просто очень хочется, что бы каждый человек занимался своим делом. И если твоя миссия - безопасность на дорогах, то именно ею неплохо бы озаботиться.

А по дворам за девушками пусть лучше гоняются назойливые поклонники!?

Удачи всем за рулем!

В очередной раз хочу выразить огромную благодарность моему другу и отличному юристу Сергею Н-ву за неоценимый вклад в спасение моих "прав".

Как я отсудила свои "права" у ГАИ


Автор: Ольга Буртовая

Наверх